Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградсkая, 31
Приемная:
+7 8482 555 205
Время работы:
с 10:00 до 18:00
Кассы театра:
+7 8482 551 255
Время работы:
с 10:00 до 20:00
Современный "мексиканец"
Дата публикации: 17.05.2017
Спектакль по мотивам одноименно- го рассказа Джека Лондона, на- писанного в 1911 году, удивитель- но современно и остро звучит сегодня со сцены Драматического театра «Колесо» им. Г.Б. Дроздова. История о вершителях революции, ге- рое-мексиканце, который ради мести за смерть своих родителей готов был на все; о несправедливости и меркантиль- ности этого мира. Рассказ американско- го писателя в умелых руках молодых ре- жиссеров-артистов театра Петра и Романа Касатьевых — расширяется до воп- росов общечеловеческого масштаба: что толкает человека на убийство? В какой момент он превращается в зверя и смыслом его собственной жизни становится чья-то смерть? В контексте сегодняшне- го дня, когда ежедневно мы получаем из- вестия о новых террористических атаках, подобное театральное высказыва- ние не просто актуально и точно — оно необходимо. Спектакль обнажает боль его создателей за то, что происходит сегодня в мире. Героем современности становится Филипе Ривера (Роман Касатьев) — человек, полный противоречий, сердце кото- рого разрывается от любви и ненависти одновременно. Эта мысль поддержива- ется сценографически: в начале спек- такля фигура в белом, исполняя танец фламенко вокруг Филипе, олицетворяет его одиночество и борьбу с самим собой, сильнейшие переживания, которые терзают израненную душу мексиканца. Но все это скрыто за внешней холодностью и неприступностью, готовностью на любой шаг ради неведомой никому мечты. Он внушает животный страх даже «своим»: «Он посмотрел на меня сегодня. Эти глаза не могут любить, они угро- жают; они злые, как у тигра. Он беспощаден, как сталь, жесток и холоден, как мо- роз. Я не боюсь Диаса со всеми его убий- цами, но этого мальчика я боюсь. Он — дыхание смерти», — признается Паули- но Вэра (Владимир Губанов), сильный, уверенный в себе и революции — такой крепкий «вожак стаи». Революция здесь — лишь повод, чтобы рассказать о том, как большая идея — мес- ти ли, восстановления справедливости или создания нового мира — может спло- тить людей, подвигнуть их на смерть и убить в них человеческое. Рассказ Джека Лондона сценически прекрасно и верно переработан. И хо- тя в программке мы видим имена всех персонажей, на самом деле это не име- ет никакого значения: каждый из них — это собирательный образ неких явле- ний, человеческих характеров и при- знаков эпохи. Мэй Сэтби, Диего Рамос, Петра Эрреро (Дина Касатьева, Петр Касатьев, Марина Филатова) — группа идейных безумцев, которые сознательно идут на смерть; Робертс, Спайдер Хагер- ти и Джон Пристли (Петр Касатьев, Ар- темий Кондрашов, Ян Новиков) — сим- волы продажности и низости человечес- кой натуры; Дэни Уорд (Владислав Лапаев) олицетворяет наглую беспечность и равнодушие, легкую жизнь, не обреме- ненную смыслом; Сестры Келли (Дина Касатьева, Марина Филатова) — время дельцов, для которых человек — это лишь средство для заработка денег, они с удвоенной силой заявляют о своих пра- вах и власти. Отдельное «Браво!» сценографу (Николай Бобров) и художникам по свету (Руслан Сулейманов, Артем Шоколев): они мастерски организуют два пространства, в которых существуют артисты и зрители. Первое — камерная сцена — место рож- дения революции и ее героев. Простыми театральными средствами художники со- здают потрясающе насыщенные, эмоциональные, яркие образы: падающие рядами стулья, словно погибающие революционе- ры, которые все равно поднимаются и про- должают вершить свое дело; полиэтиленовая пленка, которая закрывает как будто свежевырытую могилу; вода, которая ста- новится кровавой в тот момент, когда Ривера принимает решение быть тем, кто он есть. Тени на стене — руки танцующей фла- менко женщины позади Риверы — как будто его метущаяся душа. Второе место действия, куда переходят зрители — боксерский ринг. Именно здесь Ривера выигрывает деньги для революции. И зрители, и артисты находятся на одной сценической площадке, и благодаря пульсирующему свету и техни- ческим возможностям сцены создается полное ощущение присутствия на самом настоящем боксерском поединке. Именно здесь герой вспоминает свое детство, любящих его отца и мать — то счастливое время, воспоминания о котором делают его уязвимым. «Когда я слышу зов крови моих предков, который плачет и стонет, / Вспоминая прошедшие века, полные насилия, / Тог- да я начинаю чувствовать Бога, окропляю- щего мою душу благодатью, / И поэтому в этом мире я стараюсь сеять Розы, / Вмес- то того, чтобы сеять боль», — песня испан- ских цыган лейтмотивом проходит через весь спектакль, озвучивая мысли героя и всего поколения. И становится страшно оттого, что это — идея создания нового ми- ра путем истребления старого. Перед нами — история человека, кото- рый однажды делает свой выбор. Но в то же время — история человечества, которое уничтожает себя. Спектакль-призыв быть неравнодушны- ми к тому, что происходит вокруг. Спектакль-предостережение тем, кто се- годня выбирает свой путь. Хочется верить, что зрительская аудитория (которая обозначена в программке емким 12+) все-таки сможет считать зало- женные смыслы. Потому что так понятно — и оправдано — желание постановщиков говорить с молодым поколением об опас- ностях современного мира, потребность предостеречь их.